Депутаты устраивают финансовую контрреволюцию

В парламент поданы законопроекты, которые ограничивают права Нацбанка и ФГВФЛ с целью увеличить защиту интересов клиентов неплатежеспособных банков. Им обещают «золотые горы»: удвоение гарантированных выплат, увеличение шансов получить свои деньги юрлицами и состоятельными клиентами. Банкиры поддерживают некоторые из идей депутатов, но все эти инициативы шокировали Фонд и НБУ.

Укрощение Нацбанка

Лидеры Радикальной партии Олега Ляшко (глава фракции Олег Ляшко и главы финансового и промышленного комитетов Сергей Рыбалка и Виктор Галасюк) заручились поддержкой отдельных депутатов «Блока Петра Порошенко» и «Народного Фронта», чтобы подать законопроекты № 5256-5257, кардинально меняющие права и обязанности НБУ и Фонда гарантирования вкладов физлиц.

Во-первых, будут пересмотрены функции НБУ. Сейчас его первым приоритетом является ценовая стабильность, вторым – стабильность банковской системы, и только в третью очередь – содействие экономическому росту. Проект закона делает приоритетами НБУ валютно-курсовую и ценовую стабильность. А его денежно-кредитная политика должна быть направлена на рост ВВП и занятости.

Во-вторых, увеличиваются полномочия Совета НБУ. Он сможет оценивать действия правления НБУ в сфере политики рефинансирования, регулирования банковской деятельности и банковского надзора; будет выдвигать требования к деловой репутации членов правления; члены Совета смогут присутствовать на всех заседаниях правления с правом совещательного голоса.

В-третьих, новой причиной увольнения главы НБУ станет признание деятельности Нацбанка неудовлетворительной. При этом если парламент решит, что глава НБУ потерял безупречную деловую репутацию, то президент будет обязан в течение пяти дней внести в парламент представление на его увольнение.

Судам разрешат приостанавливать действие оспариваемых решений как НБУ, так и ФГВФЛ, постановления НБУ вновь надо будет регистрировать в Минюсте, а Нацбанку будет запрещено менять требования к регулятивному капиталу чаще одного раза в год. С постановлений о признании банков неплатежеспособными снимут гриф банковской тайны – их будут публиковать вместе с «полным текстом отчетов об инспектировании банка, составленных за три предыдущих года».

«Этот законопроект можно было бы назвать просто: “Прочь от МВФ”», – отреагировал собеседник в Нацбанке. Речь идет о том, что положения законопроекта № 5257 противоречат сути принятого в 2015 году закона об институциональной независимости Нацбанка. «Мы написали этот законопроект, чтобы деятельность НБУ была более прозрачной, более подотчетной Совету НБУ. Что тут плохого? Мы более четко выписываем положения закона от 2015 года», – заявил FinClub первый замглавы комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко.

По его словам, они готовы услышать мнение НБУ и МВФ при доработке проекта во втором чтении. Возвращение «курсовой стабильности» господин Довбенко пояснил тем, что инфляционное таргетирование НБУ привязано к инфляции, а курсовая стабильность – «один из якорей».



Раскрутите ФГВФЛ на деньги

Члены «радикалов» с помощью законопроекта № 5256 превратят ФГВФЛ в кассу для повышенных выплат. Сумма гарантий по вкладам увеличится вдвое – с 200 тыс. грн до 400 тыс. грн, говорится в сравнительной таблице к законопроекту. В самом законопроекте депутаты еще более щедры – лимит повышается до 500 тыс. грн. Под гарантии будут подпадать также вклады в банковских металлах. «Такое повышение является обоснованным, учитывая инфляционные потери, колебания валютного курса и падение покупательной способности гривны», – утверждают инициаторы документа.

В Фонде гарантирования вкладов считают преждевременной инициативу увеличения компенсаций. «По состоянию на 1 сентября остатки средств на счетах банков – участников Фонда в пределах 200 тыс. грн имели 98,6% клиентов – физических лиц, сумма возможного возмещения составляет 199 млрд грн. При этом, в соответствии с Основными принципами Международной ассоциации страховщиков депозитов, для эффективных систем страхования депозитов сумма должна быть ограниченной и покрывать полностью от 90% до 95% вкладчиков», – сообщили FinClub в ФГВФЛ.

Банкиры признают, что проблема не в лимитах, а в безответственном поведении вкладчиков. «Сумму гарантирования можно повысить, по крайней мере, в связи с трехкратным ростом курса. Но вопрос не в сумме, а в подходах к самой системе гарантирования. Сейчас банковские вложения для многих клиентов напоминают игру: вкладчик выбирает банк с высокой ставкой, намного выше рыночной, и после банкротства такого банка получает свои средства через ФГВФЛ. И так много раз. При этом за «неразборчивость» и «доверчивость» клиента расплачивается бюджет», – говорит зампред правления Ощадбанка Антон Тютюн. Он рекомендует ограничить количество выплат вкладчику, например, один раз в течение трех лет. «Это непопулярное решение, но такой подход позволит повысить финансовую грамотность населения и обратить внимание вкладчиков на тот момент, что выбор банка – серьезное решение, которое нужно принимать на основании анализа его репутации», – говорит он.

Дополнительная нагрузка

На этом инициативы депутатов не заканчиваются. Нацбанк будет выдавать ФГВФЛ беспроцентные кредиты, которые он также без процентов будет передавать банкам для проведения выплат вкладов. Имущество и деньги ФГВФЛ можно будет арестовать в суде, в том числе как обеспечительную меру. Также он лишится регулярных сборов от неплатежеспособных банков. Зато Ощадбанк станет участником ФГВФЛ и своими многомиллиардными взносами компенсирует возникшую недостачу.

Повышение суммы гарантий по депозитам предлагается оплатить банкам. Регулярные отчисления в Фонд сейчас составляют 0,5% от гривневых депозитных портфелей и 0,8% – от валютных. Вместо них планируется ввести отчисления на дифференцированной основе, в зависимости от степени риска деятельности банка: до 1,5% от базы начисления в национальной валюте и 2,4% – в иностранной.

Однако система отчислений и так уже диверсифицирована. «Одна часть привязана к уставному капиталу, другая – к объему депозитов, и плюс еще был введен дополнительный коэффициент за риск, который привязан к процентным ставкам по депозитам. То есть те, кто предлагает большие ставки, платят в Фонд больше. Так что система отчислений вполне сбалансирована», – отмечает главный аналитик Укрсоцбанка Андрей Приходько. По его словам, рост отчислений приведет к снижению депозитных ставок и удорожанию кредитов, а завершение чистки рынка означает отсутствие потребности Фонда в деньгах: «В будущем такого количества банкротств уже не будет».

Кредиторская очередь

Это еще не все. Депутаты хотят, чтобы основная часть денег банков-банкротов шла не в ФГВФЛ в счет компенсации выплаченных гарантированных депозитов, а состоятельным вкладчикам-физлицам. «Первые три очереди останутся без изменений, включая гарантированные всем физлицам суммы. В четвертую предлагаем выплачивать вклады физлиц, превышающих гарантированный лимит, а также деньги предприятий», – заявил глава комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. Однако в законопроекте говорится, что как раз в третью очередь попадут требования состоятельных вкладчиков и юрлиц. Требования Фонда переместят с третьей в пятую очередь, а НБУ – в шестую. «В результате НБУ должен быть более заинтересован не дать разворовать активы банка, а Фонд гарантирования – продать их за как можно большую цену. Сейчас Фонд не волнует, что будет с вкладчиками свыше гарантированной суммы», – считает депутат.

Это не новая идея, раньше состоятельные вкладчики уже были в очереди раньше Фонда. «Функция Фонда состоит в том, чтобы собрать резервный фонд и потратить его при наступлении банкротства банка на возмещение пострадавшим вкладчикам, но не в том, чтобы потом получить регрессные требования к должникам. Из-за этого возникает вероятность, что вкладчики, имеющие более 200 тыс. грн, никогда не смогут удовлетворить свои права за счет реализации активов обанкротившегося банка», – говорит замначальника управления розничного и малого бизнеса Индустриалбанка Константин Варнин.

Однако регулятор эту идею не поддерживает. «НБУ не согласен с изменением очередности удовлетворения требований кредиторов. Требования по обязательствам перед центробанком не могут выполняться в последнюю очередь. Такая норма даст неверный сигнал рынку, что в случае неплатежеспособности кредиты НБУ можно не возвращать», – сообщили в пресс-службе НБУ.

Нацбанк выступает категорически против предложенных инициатив. «Законопроект № 5256 – попытка перевести Фонд гарантирования в режим ручного управления. Это полностью лишает ФГВФЛ институциональной независимости, которая ему стратегически необходима для беспристрастного и профессионального выполнения своей работы. НБУ также не поддерживает увеличение суммы гарантии вкладов вдвое до 400 тыс. грн. Нагрузка на госбюджет колоссально возрастет: НБУ будет обязан беспроцентно кредитовать Фонд, и Министерству финансов, возможно, также придется финансировать его деятельность. Предложенная модель приведет к сокращению прибыли центробанка и недофинансированию госбюджета», – сообщили в пресс-службе Нацбанка.

Елена Губарь, Вячеслав Садовничий

Размещено в Новости.