Кто отучит строителей халтурить

«Работают, как часы!» – из двух с половиной сотен стройплощадок в столице такую характеристику заслуживают лишь некоторые.

Соблюдение техники безопасности, охрана труда, четко отлаженный процесс ведения работ, аккуратность на площадке, правильное обустройство складских помещений – все эти, казалось бы, элементарные и простые условия обеспечивают уровень качества строительства. Соблюдать их, однако, готовы далеко не все.

Что же или кто может отучить людей на стройплощадке работать спустя рукава: конкуренция на рынке, контролирующие структуры, конечный потребитель?

Принято считать, что украинский строитель не может строить, не схалтурив или не своровав чего-то с площадки, – это в нашем менталитете. А еще принято считать, что уровень порядка на рабочем месте застройщиков напрямую связан с классом возводимого жилья и его розничной стоимостью: чем ниже он заявляется, чем дешевле продается жилье, тем якобы меньше шансов получить на выходе сколь-нибудь качественный продукт. Впрочем, сами застройщики не согласны с подобным утверждением.

Все зависит от компании?

«Степень аккуратности застройщика в работе и уровень выполняемых работ мало связаны с тем, в каком классе заявлен строящийся объект. Цена объекта зависит не столько от уровня работ, сколько от используемых материалов. Скажем, дом, в котором стены выполняются из красного кирпича, будет дороже, чем объект из железобетонных конструкций. В то же время уровень и качество самих строительных работ, по идее, и в первом и во втором случае должны быть идеальными. На практике, конечно, случается по-разному», – рассказывает руководитель Департамента маркетинга ГК «Фундамент» Евгений Смирнов.

В свою очередь директор компании «Э.К. Сервис», генеральный менеджер проекта Signature Владимир Семенцов считает, что уровень выполнения работ на объекте зависит, в первую очередь, от уровня профессионализма привлеченных специалистов. И – ответственности компании-девелопера.

Эту мысль подтверждает и директор City Development Solutions Ярослава Чапко. Компания, которая готова нести ответственность за свой объект, не может себе позволить привлекать на подряд бригады, что называется, «с вокзала». Такая «экономия» тут же обернется огромными репутационными потерями. Не может такой девелопер экономить также на материалах и комплектующих. «Огрехи строительства рано или поздно проявятся, в том числе и в процессе эксплуатации объекта, что несет значительные репутационные риски для девелопера», – отмечает Ярослава Чапко.

Контроль под контролем

В теории, главным ответственным за качество работ и за все, что происходит на площадке, должен быть технический надзор, напоминает Евнений Смирнов. Многие проблемы и недоделки в ходе работ становятся возможны только в том случае, если на них закрывает глаза представители технадзора.

«Технадзор, проводящий ревизию ситуации на площадке, нередко «не видит» очевидные нарушения, прикрывает подрядчика. Это недопустимо. Нарушения могут быть не заметны глазу со стороны, особенно, если их пытается разглядеть потенциальный покупатель, не являющийся профессионалом в области строительства. Но надо понимать, что эти же самые нарушения «вылезут» уже во время эксплуатации и крепко навредят репутации застройка», – отмечает специалист.

Европейский принцип

В свою очередь советник президента компании «Житлоинвестбуд-УКБ» Петр Шарафетдинов считает, что как раз конечные покупатели и инвесторы должны приучить застройщиков к порядку и ответственности. Поскольку рынок ориентируется в первую очередь как раз на них – на их вкусы и запросы.

«Необходимо внедрять европейский подход, чтобы на первом месте было качество. В Европе абсолютно все работы, материалы, процессы на площадке паспортизированы и сертифицированы. И не дай Бог нарушить эти нормы!», – рассказывает эксперт. По его мнению, такой принцип – обязательную сертификацию материалов, работ и оборудования – стоит внедрить и в Украине.

«При этом покупатель должен иметь право потребовать сертификат на все, что его интересует, и получить подтверждение. Тогда человек будет уверен, что вкладывает деньги именно в то, что ему обещают построить, тогда он будет чувствовать, что защищен от халтуры, халатности, небрежности, от кривых подоконников, косых потолков, протекающих стыков и так далее», – рассуждает Петр Шарафетдинов. Застройщик должен давать гарантии, настаивает эксперт. А нарушил – значит, суд. Это значительно повысит уровень доверия к операторам рынка и оживит сам рынок, убежден наш собеседник.

Размещено в Новости.