Метинвест: Бег с барьерами

Метинвест завершает масштабный инвестиционный проект на СевГОКе – в минувшую субботу в опытно-промышленную эксплуатацию была введена первая линия циклично-поточной технологии годовой мощностью 20 млн тонн. На очереди и реконструкция МНЛЗ на ММК им. Ильича. В компании видят возможность увеличения экспорта украинского металла и руды, однако этому сегодня мешают логистические и тарифные препятствия.

Строительство новой ЦПТ на Северном горно-обогатительном комбинате началось в 2010 году. Объем проведенных за пять с половиной лет строительных работ действительно впечатляет. Как рассказал генеральный директор предприятия Павел Тимошенко, при строительстве первой очереди ЦПТ было уложено 80 тыс. куб. м бетона, смонтировано 12 тыс. тонн металлоконструкций и возведено порядка 80 отдельно стоящих объектов строительства. Каждый день на строительстве ЦПТ трудилось до 700 человек, а общая трудоемкость выполненных работ составила более 1,5 млн человеко-дней.

Данная технология не является для СевГОКа новой: ранее комбинат уже использовал ЦПТ, которая поднимала горную массу с отметки -115 м. Нижняя точка новой ЦПТ на 90 м ниже. На этой глубине горная масса измельчается до куска максимальным размером 300 мм, после чего наклонными конвейерами протяженностью в 2360 м поступает в корпус перегрузочного пункта на нулевой поверхности, где и производится ее сортировка.

В минувшую субботу на комбинате запустили первую линию ЦПТ, которая дает возможность поднимать из карьера 20 млн тонн горной массы в год. С вводом в строй второй линии (как рассчитывают на предприятии, это произойдет в следующем году) мощность линии увеличится до 40 млн тонн в год. “Мы уже приобрели практически все товарно-материальные ценности, основное оборудование – конвейеры, редукторы, электродвигатели, кабельная продукция. На сегодня готовность второй линии порядка 70%”, – рассказал П.Тимошенко.

Строительство первой линии обошлось “Метинвесту” в 1,9 млрд грн., а в целом проект “потянет” на 2,9 млрд грн. Как сообщил генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков, ЦПТ строится за счет собственных средств. “Это реинвестирование прибыли компанией “Метинвест”, – сообщил топ-менеджер.

По словам П.Тимошенко, с вводом в строй ЦПТ плечо откатки сократится на 1,5 км, что в свою очередь даст возможность снизить использование большегрузного автотранспорта предприятием на 30%. Соответственно, снизится и себестоимость. “С вводом на 100% в эксплуатацию наши затраты снизятся на 70 млн грн. в месяц”, – сообщил гендиректор СевГОКа.

Также у предприятия появится возможность начать добычу руды под старой линией ЦПТ. Ее запасы в этом месте оцениваются специалистами комбината в 150 млн тонн. В “Метинвесте” акцентируют, что цель данного проекта – сохранить мощность производства на уровне 14-15 млн тонн железорудного концентрата в год.

Существенного увеличения добычи группа пока не планирует. И дело тут не только в целом неблагоприятной ценовой конъюнктуре на внешних рынках. Как отметил Ю.Рыженков, увеличению продаж препятствуют ставки портовых сборов в Украине, которые являются самыми высокими не только в черноморском регионе, но и в мире. “Компании группы, в основном горно-обогатительные комбинаты, становятся менее конкурентоспособными, чем наши бразильские или австралийские конкуренты. Когда портовые сборы в 2-3 раза выше, это снижает нашу возможность конкурировать на дальних рынках – Китай, Япония, Южная Корея”, – сказал он.

Ю.Рыженков сообщил, что группа “Метинвест” обратилась по вопросу высоких портовых сборов в Министерство инфраструктуры, а также к первому вице-премьеру Степану Кубиву. “Мы надеемся, что размеры портовых сборов в Украине будут приведены в соответствие с нормальными мировыми практиками, что позволит нам, в первую очередь, наращивать производство на горно-обогатительных комбинатах, завоевывать новые рынки и увеличить приток валюты в страну”, – сказал топ-менеджер.

По мнению Ю.Рыженкова, украинским властям нужно внимательно посмотреть на тарифы всех естественных монополий, в частности на электроэнергию и природный газ, в том числе на его транспортировку, а также искусственные доплаты за точку входу и точку выхода. Топ-менеджер выразил уверенность, что высокие тарифы естественных монополий сильно снижают конкурентоспособность украинской промышленности, что в конечном счете приводит к падению налоговых поступлений в государственный бюджет.

Также сегодня украинский металлургический экспорт сдерживается логистическими проблемами. Речь идет о железнодорожной ветке Камыш-Заря – Волноваха, по которой в последнее время проходит в среднем 13 грузовых составов в сутки, в то время как для нормальной работы мариупольских меткомбинатов необходимо более 20, а в идеале – 30.

Правда, есть надежда, что ситуация уже в скором времени может измениться к лучшему. Как рассказал Ю.Рыженков, премьер-министр Владимир Гройсман во время посещения Мариупольского меткомбината им. Ильича заверил, что вопрос расширения пропускной способности участка Камыш-Заря – Волноваха будет одним из приоритетных для Министерства инфраструктуры и “Укрзализныци”. Проектная группа уже обследовала данный участок, и “Метинвест” надеется, что “Укрзализныця” внесет проект увеличения его пропускной способности в свой финплан в августе-сентябре.

В компании рассчитывают, что проблема узких мест в железнодорожной инфраструктуре будет решена. Акционеры и наблюдательный совет группы “Метинвест” утвердили проект строительства МНЛЗ №4 на ММК им. Ильича стоимостью в 150 млн долл. Реализация этого проекта позволит меткомбинату увеличить выплавку стали на 1-1,5 млн тонн и выйти на годовой показатель в 4-4,5 млн тонн. “Постройка этой МНЛЗ, плюс к ней мы будем строить две установки “печь-ковш”, позволит конвертерному цеху ММК им. Ильича полностью реализовать свой потенциал”, – рассказал Ю.Рыженков.

Также позитивной новостью можно назвать и то, что проблема невозмещения НДС, столь остро стоявшая перед металлургами в прошлом году, фактически отошла на второй план. Правда, в июне все-таки произошел срыв по возмещению НДС и “Метинвест” получил деньги с задержкой. “У нас остается достаточно серьезный долг по НДС, но это связано в основном с Енакиевским металлургическим заводом. Мы по-прежнему считаем, что некорректно невозмещать НДС предприятию, которое работает в рамках украинского законодательства и платит все без исключения налоги в бюджет Украины. Но, тем не менее, пока в этой борьбе мы еще не победили”, – отметил топ-менеджер.

По мнению гендиректора “Метинвеста”, стабильное улучшение ситуации в украинской металлургии начнется тогда, когда украинская экономика начнет нормально работать. “Пока, как мы видим, экономика стоит: нет роста ни в строительстве, ни в машиностроении, а это основные металлопотребляющие отрасли”, – сказал он, отметив, что по оценкам потребление металла в текущем году вырастет на 10%, но это рост от очень низкой базы.

“Потребление металла на душу населения в Украине в 4-5 раз ниже, чем у наших соседей. Соответственно, если бы мы могли завести, если так можно выразиться, экономику, заставить ее работать полноценно, то никаких других проблем нам решать не пришлось бы”, – резюмировал Ю.Рыженков.

Василий Январев

Размещено в Новости.