Не надо убийств и ненависти

…Обыски и угрозы не помогали фашисту: девочку прятало все село. Тогда немецкий офицер приказывает согнать всех жителей на площадь. «Отдайте девочку, она ведь не славянка, она чужая, с Востока», — пытается уговорить крестьян герр лейтенант. Но люди молчат. Тогда следует угроза: будет повешен каждый десятый житель села. Девочка выбирается из укрытия и видит, как солдаты выволакивают из толпы обреченных на смерть людей. Она выбегает из избы, в которой пряталась, и с криком: «Не надо! Не надо!» — бежит к плацу.

«Не надо! Не надо!» — этими словами на крупном плане бегущей девочки будет заканчиваться фильм. «Не надо!» — вот бы так и назвать картину. Не надо убийств. Не надо ненависти. Не надо расизма и шовинизма. Не надо! В этом мне видится гуманистический пафос фильма. Ведь дети всех народов хотят жить в мире и дружбе, ведь матери всех детей — и казахских, и белорусских, и вьетнамских, и арабских — хотят им счастливой доли и одинаково сочувствуют их страданиям.

Недавно мне в руки попала старая книжка, изданная в 1929 году. Книжка с очень характерным названием — «Кино на Востоке». Ей предпослан эпиграф со словами В. И. Ленина о значении кино. Но несколько необычна редакция ленинской фразы. Вот этот эпиграф: «Из всех искусств, по-моему, самое важное — кино, и особенное значение оно будет иметь на Востоке» (Ленин). Неточная цитата? А мне думается, что ленинская мысль, изложенная автором таким образом, если и неточна, то только по форме. Разве можно отрицать, что она не противоречит ленинской национальной политике, взглядам вождя на роль культуры и искусства в духовном формировании народов бывших окраин царской России?

В этих словах, если иметь в виду советские республики Востока, кое-что и устарело. Ведь, скажем, буржуазный кинематограф очень часто говорит неправду, но разве ложью этой можно обмануть сегодня зрителя Советского Востока?

Но основная мысль упомянутой мною книги — о популярности кино на Востоке — глубоко верна. И не случайно, к примеру, наша республика занимает по посещаемости кинотеатров первое место в Советском Союзе. Каждый её житель в виду не имеется) 23 раза в году (а в некоторых областях до 30 раз).

Развитие национального киноискусства в республиках Средней Азии, где до революции даже и театра не было,— неотъемлемая, важнейшая часть нашей культурной революции.

В Казахстане выросли кадры профессиональных сценаристов, режиссеров, операторов, актеров. Недавно введена в строй новая киностудия, оборудованная по последнему слову техники, — наша гордость. Такой студии могут позавидовать мастера кино многих европейских стран.

Хотите купить жалюзи в Одессе? Тогда вот вам цены на жалюзи в Одессе от Проем в сети. Узнайте сами.

Наши зрители любят кино — народное искусство. И те, кто создает фильмы, пользуются всенародной любовью и признанием. Разумеется, если они создают хорошие, умные фильмы. Почетными званиями и государственными премиями отмечает государство деятелей искусства за создание лучших произведений, становящихся достоянием всех народов нашей страны. Наши фильмы с успехом демонстрируются и на зарубежных экранах, рассказывая правду о прошлом народа, о его революционной борьбе, о лучших людях сегодняшнего дня…

Новое здание студии «Казахфильм» находится в Алма-Ате на улице, названной именем Шакена Айманова — недавно скончавшегося народного артиста СССР, режиссера и актера, одного из основоположников молодого казахского киноискусства.

Фронтон здания украшают барельефные фрески — кадры из лучших казахских фильмов, вошедших в золотой фонд советского искусства. И я горжусь, что среди этих кадров и наша работа — образ казахского просветителя Чокана Валиханова, много сделавшего для укрепления дружбы казахского и русского народов, которого я сыграл в фильме Мажита Бегалина «Его время придет».

Размещено в Блог, Гогет.